Feed on Posts or Comments

Offtop &Ликбез &Общее Андрей Пивоваров on 01 Jul 2008 07:39 pm

Как делать технологические презентации. Часть 3.

Продолжение. Начало тут и тут

Презентационные навыки

Надо сказать, что хороших презентаторов, как и любых хороших специалистов мало. Некоторые являются прирожденными докладчиками, а некоторым это вообще противопоказано. Однако так уж получается, что иногда человеку приходится делать доклад против его воли.

Презентационные навыки можно совершенствовать, но это требует много времени и самоанализа. Что тоже есть не у всех. Понятно, что плохо, когда докладчик занудно бубнит что-то себе под нос. К сожалению, исправить ситуацию может только он сам, если будет такое желание.

Существуют курсы по улучшению презентационных навыков.

Но они могут лишь немного исправить ситуацию. Если человек хорошо делал презентации, он может научиться делать их слегка лучше. Но на моей памяти я не видел еще плохого презентатора, который посетив подобный курс, стал делать презентации намного лучше. (Может мне просто не повезло) Однако, я встречал тех, кто стал делать презентации даже хуже. Часто бывает, что такие курсы читают люди, которые очень далеки от темы технологий (например профессиональные актеры) и то, что имеет смысл для нетехнологических презентаций (продвижение подгузников) или выступления на сцене вообще, в случае технологий может быть бесполезно или вредно.

Например, на моей памяти одному коллеге на курсах сказали, что давать раздаточные пояснительные материалы вредно, так как они отвлекают от слушания докладчика. Другого научили правильно ставить ударение в сложных словах. И он потратил неделю изучая ударения в сложных словах. Это полезно, конечно, но если вы рассказываете о том, как работает BI Server, правильно ли вы ставите ударение обычно совершенно не важно. Гораздо важнее ваши знания сервера и есть ли у вас что сказать аудитории.

Иногда настаивают на большей эмоциональности и экспрессии, заставляют человека «впаривать» продукт. Но, на мой взгляд, технологическая презентация больше напоминает лекцию в институте, где дается сложный материал и экспрессия тут может повредить.

Конечно, есть докладчики, которые грамотно используют эмоции, как и есть те, кто докладывают спокойно, но при этом без потери качества. В общем, использование эмоций в технологических презентациях это высший пилотаж и, скорее всего, если все остальное у вас не очень, эмоции могут сделать хуже. Тоже самое относится и к юмору. Иногда советуют больше шутить во время презентации. Но пошутить смешно – это искусство, а вставка шутки ради шутки может только испортить впечатление. Я видел много удачных презентаций, где никаких шуток не использовалось.

Сравнение с конкурентами

Довольно часто требуется провести сравнение с конкурентами. Это очень тонкая вещь. Штука в том, что технологии сейчас очень сложные и если вы хороший специалист по Oracle, очень маловероятно, что вы при этом являетесь равно хорошим специалистом по конкурирующей технологии. Просто потому, что освоение параллельной технологии на хорошем уровне требует очень много времени для изучения, которого нет. А это значит, что ваше незнание конкурирующей системы может проявиться в том, что вы будете делать утверждения, не соответствующие действительности и специалисту по этой теме это будет заметно, что сыграет в минус доверию к вашим словам вообще. Я несколько раз слышал презентации конкурентов, когда они критиковали технологии Oracle и почти всегда это выглядело смешно, так как было видно, что человек не понимает о чем говорит.

Поэтому утверждения о конкурентах нужно выбирать крайне тщательно, особенно если вы сами не видели систему. Остерегайтесь утверждений «В системе А нельзя сделать вот это». так как невозможно доказать несуществование чего-то, можно доказать только существование.

Специалист по системе, которую вы критикуете может возразить, что он знает как это сделать и вам будет нечего ему сказать, так как проверить это во время презентации нельзя.

Есть и еще один момент. Заказчика обычно интересуют не продукты, а решение задачи. А задача часто решается не одним продуктом, а несколькими одновременно. Причем комбинация может быть не одна. У конкурентов, соответственно для решения задачи есть свой набор продуктов.

В итоге, вы вынуждены свалиться в сравнение одной кучи продуктов с другой кучей, что практически бессмысленно.

Мой совет – делайте акцент на преимуществах своих продуктов, а не на слабостях (часто мифических) конкурентов.

Ответы на вопросы

Если вам не задают вопросов после презентации, то значит или в вашей презентации все предельно ясно, или наоборот совершенно не ясно. Но бывает, что вопросы все-таки задают.

Иногда задают вопрос, ответ на который вы не знаете. Одной из серьезных ошибок начинающих презентаторов – боязнь показаться незнающим. Они боятся ответить просто «я не знаю». Поэтому начинают лепить всякую чушь, что сводит на нет весь эффект презентации, если эта чушь очевидна присутствующим. Нет ничего страшного в том, что вы скажете «я не знаю». Все знать невозможно, тем более, что все постоянно меняется. Если вам часто приходится отвечать «я не знаю», это, возможно, означает, что вам просто нужно подучить матчасть. Подучите, и в следующий раз будет легче.

Иногда вопросы задаются по ходу презентации. В принципе, нет ничего плохого, если кто-то хочет что-то уточнить. Особенно, если аудитория небольшая. Но в этом случае важно, не дать вопрошающим увлечь вас в дискуссию, так как, во-первых, вы потратите время, а во-вторых, обсуждение этого конкретного вопроса может быть никому не интересно, кроме задающего вопрос. В этом случае, если вы чувствуете, что потратили на ответ дольше нескольких десятков секунд, вежливо предложите обсудить эту тему в кулуарах.

Примеры из жизни

Когда обсуждаются сложные вопросы, такие как современные технологии, очень важно найти жизненные примеры для иллюстрации того, что вы говорите. Если вы говорите о каком-то преимуществе и не можете привести реальный пример, это значит, что вы сами недостаточно хорошо понимаете эту технологию.

Окончание тут.

__________________________________
Читайте также:
А еще можно почитать мой твиттер @apivovarov

6 Responses to “Как делать технологические презентации. Часть 3.”

  1. on 01 Jul 2008 at 8:53 pm 1.ykud said …

    Очень хорошая серия постов. спасибо!

  2. on 01 Jul 2008 at 8:58 pm 2.Андрей Пивоваров said …

    Спасибо, Юра!

    Хотя у тебя-то как раз с презентационными навыками, структурой и прочим все отлично :)

  3. on 02 Jul 2008 at 3:25 pm 3.Adelya Kamaeva said …

    Андрей, спасибо за полезные советы с примерами! Думаю, что всех кто прочел эти рекомендации, они заставили задуматься, вспомнить прошлые ошибки, проанализировать и постараться не допустить их в будущем.

  4. on 02 Jul 2008 at 5:00 pm 4.Андрей Пивоваров said …

    Аделя, было бы хорошо, если бы эти советы кому-то пригодились.

  5. on 10 Aug 2008 at 1:47 am 5.Михаил said …

    Увлекательно написано. Ведь для ведения интересного блога нужно не только просто постить в него о чем-то, но и делать это с интересом и чувствами

  6. on 27 Aug 2008 at 6:53 pm 6.Андрей Пивоваров said …

    Спасибо!

Trackback This Post | Subscribe to the comments through RSS Feed

Leave a Reply