Feed on Posts or Comments

Offtop &Ликбез &Общее Андрей Пивоваров on 27 Jun 2008 07:30 pm

Как делать технологические презентации. Часть 1

Специфика моей работы такова, что приходится часто рассказывать о каких-то продуктах и технологиях, читать презентации на разных мероприятиях. Но, не менее часто, приходится наблюдать за тем, как это делают другие.

По ходу наблюдений возникают мысли или комментарии, которыми и хочется поделиться.

С одной стороны, текстов в интернете о том, как нужно читать презентации много, но чаще всего они относятся не к технологическим докладам, а к презентациям в стиле «Эта тушь увеличивает объем ресниц на 317%» То есть, тем, где нужно впарить продукт, не важно как он на самом деле работает. А это, на мой взгляд, в корне отличается от рассказа о технологиях.

Понятно, что многое из того, что написано ниже может казаться самоочевидным, но чудовищное количество никаких или ужасных презентаций свидетельствует о том, что не все и не всем ясно.

Небольшой дисклеймер. Несмотря на то, что мне самому презентовать приходится довольно часто, я не считаю себя отличным презентатором, но ведь критиковать фильм можно и не имея режиссерского образования?

Я надеюсь, эти заметки могут пригодиться тем, кому в силу обстоятельств внезапно приходится где-то выступить и непонятно с какой стороны подойти к этому делу.

Это первая часть. Дальше будет еще три.

Итак. Вам нужно прочитать презентацию о каком-то технологическом продукте или услуге вашей компании. Иногда бывает, что вы не горите желанием это делать, но вас назначили. Нужно иметь в голове ответы на несколько вопросов.

Для чего нужна эта презентация?

Другими словами, что должно измениться после того, как вы прочитаете эту презентацию? Должны ли те, кому вы это рассказываете купить ваш продукт сразу после презентации или вы просто хотите познакомить широкую общественность с фактом существования продукта? Или вы рассказываете об особенностях его использования тем, кто уже знает о том, что он существует или даже уже его купил? Отсюда другой вопрос.

Кому вы рассказываете эту презентацию?

Кто будет перед вами? Это очень важный вопрос. Ведь что такое презентация? Это когда один человек (редко больше) стоит перед аудиторией и пытается в течение определенного времени удерживать ее внимание, попутно сообщая ей что-то новое, что-то что люди еще не знают.

Поэтому, с одной стороны нельзя «грузить» аудиторию тем, что ей не интересно и не понятно, а с другой стороны, нельзя рассказывать что-то настолько очевидное, что у них возникнет желание уйти.

Как правило, заранее примерно известно перед кем вы будете это рассказывать и соответственно можно изменить то, что вы говорите.

Если вы рассказываете человеку от бизнеса о вашей технологии, его скорее совершенно не будет интересовать используется ли там Java, тем более какой именно версии. Его, скорее всего, будет интересовать вопрос, что он может получить за те деньги, которые придется потратить.

С другой стороны, программистов будут интересовать детали реализации и внутренности продукта.

Презентация для 2 человек и для 200 тоже отличается. Если вы будете рассказывать презентацию, двум человекам так же, как будто перед вами 200 – это вызовет недоумение и, возможно, смех.

Если вы делаете доклад на сборном мероприятии, то есть не посвященном какой-то узкой теме – готовьтесь к тому, что там не будет полного зала спецов по вашей теме.

Однажды, я наблюдал на мероприятии для пользователей ERP системы доклад по интеграционным технологиям. Аудитория – люди, которые интересуются вопросами типа «как правильно сделать проводку, соблюдая регламенты?» и др. А интеграция их интересует в контексте как сделать так, чтобы их 1С справочник поставщиков синхронизировался со справочником в ERP.

И вот выходит человек и начинает сходу грузить аудиторию терминами \”BPEL\”, \”вебсервисы\”, \”SOAP\”, \”ARIS\”, при этом, приговаривая \”ну это все и так знают\”, \”а это очевидно\” Хотя лично я и в курсе того, что такое вебсервисы, но не понял и 30 процентов доклада. Что говорить о несчастных пользователях ERP, в глазах которых был немой вопрос «Папа, а кому ты сейчас это рассказывал?» Этот доклад был бы в жилу, если бы читался перед тусовкой специалистов по интеграции, но так как он был прочитан для аудитории, которая «не в теме», то кроме недоумения это ничего не вызвало.

Всегда полезно перед началом презентации посмотреть, кто сидит в зале, кто пришел. Если вы видите, что половина зала – женщины за 50, очень мала вероятность того, что их интересуют вопросы преимуществ одного паттерна программирования перед другим. Поэтому если вы планировали об этом говорить, возможно, нужно скорректировать презентацию по ходу.

Полезно следить за аудиторией в процессе доклада. Если вы видите, что люди начали разговаривать между собой или засыпать – это верный признак того, что что-то вы делаете не так или не угадали с аудиторией. В этом случае нужно попытаться понять, почему это происходит. То-ли потому, что это слишком сложно для них, толи потому что слишком очевидно. Если аудитория небольшая, то вполне можно задать вопрос все ли понятно. Это не работает с залом на 200 чел. Призывы к тишине не помогут.

Другая крайность, которая встречается чаще всего у начинающих презентаторов – боязнь того, что все уже и так знают, что вы рассказываете, и у докладчика возникает ощущение сдачи экзамена. На самом деле это происходит от того, что в школе и в институте доклады всегда проходили в присутствии учителя, который знает заведомо больше вашего и вы получаете оценку за ваши знания. Но в презентациях о которых я тут пишу, ситуация другая – большая часть аудитории заведомо знает меньше чем вы и именно поэтому они и пришли вас послушать и чему-то научиться.

Отсюда очень важно при подготовке презентации сделать так, чтобы вы смогли пришедших чему-то научить.

Для того, чтобы сообщить что-то новое, нужно начать с того, что уже известно и постепенно наращивать новое, постоянно указывая куда это новое должно встроиться в знаниях слушателей. Частая ошибка – давать «висящие в воздухе» утверждения, которые не с чем ассоциировать. Никто ничего не поймет и не запомнит. Например, утверждение, что портал поддерживает JSR-168 в аудитории, которая не знает, что такое JSR требует обязательного пояснения, иначе это просто пройдет мимо ушей. Поставьте себя на место аудитории, вспомните, как вы сами изучали этот продукт, и что для вас самих было не ясно.

В целом – угадывать аудиторию – наука не точная, понимание приходит, скорее, с опытом. И все равно, время от времени ошибаешься.

Продолжение тут.

__________________________________
Читайте также:
А еще можно почитать мой твиттер @apivovarov

9 Responses to “Как делать технологические презентации. Часть 1”

  1. on 29 Jun 2008 at 3:46 pm 1.Алексей said …

    Кстати, и тексты про маркетинговые презентации будут полезны — потому как одна из повсеместных бед технических презентаций — техническое неумение их делать.

    Они оказываются слишком перегружены информацией. Т.е. их путают с брошюрами, whitenote и другими техническими документами.

    Потом, часто самая важная информация идет в конце, когда утомленная описанием roadmap’ов, сравнений с конкурентами, историей компании и прочей ненужной всячиной публика окончательно утратила интерес к докладчику.

    Ну и наконец, все содержание доклада пытаются поместить в презентацию, забывая, что в этом случае доклад оказывается лишним — не проще ли послать такую презентацию по почте или выложить в интернет?

  2. on 29 Jun 2008 at 8:08 pm 2.Андрей Пивоваров said …

    Спасибо, Алексей,

    Некоторые из упомянутых вами вопросов я затрону в следующих частях.

  3. on 30 Jun 2008 at 8:16 am 3.Андрей Колесов said …

    Презентация – это очень растяжимое понятие.
    Презентация, доклад, лекция — есть ли различие? Мне кажется, что тут говорится о лекции, даже не о докладе.
    Вспоминая студенческую пору: были лекции и семинары. Почему же у нас сейчас семинары состоят из лекций?

    Может быть, полезно узнать мнение о презенациях (об организации их как таковых) тех, кто сидит в зале? Кроме обычных анкет с оценками от 1 до 5…

  4. on 30 Jun 2008 at 11:21 am 4.Mikhail Elashkin said …

    Надо смотреть как ты выступаешь. Теория плавания вещь интересная… ))

  5. on 30 Jun 2008 at 3:05 pm 5.Алексей said …

    Чтоже, жду продолжения =)

  6. on 30 Jun 2008 at 8:16 pm 6.Андрей Пивоваров said …

    Андрей Колесов,

    Спасибо за комментарий!

    В студенческую пору лекция от семинара отличалась тем, что во время лекции давалась теория, и при этом считалось, что слушатели могут предмет не знать.
    А семинар – это практическое занятие, направленное на усвоение материала, полученного на лекциях.

    В наших условиях все немного не так.
    Есть презентации, обычно короткие, которые можно сравнить с лекциями – это просто короткий вброс новой информации. Обычно на сборных мероприятиях.

    Семинар – это более подробное углубление в уже знакомый слушателям материал (например на полдня-день), но при этом не обязательно со стороны слушателей требуется какая-то активность вроде самостоятельного написания кода.

    И есть тренинги – это еще дольше, но предполагается, что сами слушатели что-то практически делают.

    Мне так кажется.

    Более интерсный вопрос – чем технологическая презентация отличается от не технологической – я напишу об этом в статье.

    Оценка качества презаентации, feedback, это больной вопрос. Как его получить? Способ получения оценок по 5-балльной шкале хоть и примитивен, но хоть как-то работает. Хотя многие ставят 5 просто чтобы отстали. Другие ставят 3 просто потому что они прослушали материал, который и так знают.
    Самое ценное – это словесные отзывы, но их мало кто оставляет.

    Интересно, что больше всего информации можно получить из статей журналистов, но журналисты обычно описывают то, что они видят “с высоты птичьего полета”, поэтому детали остаются за рамками статей. А они важны.

    Если вы предложите эффективный способ получения обратной связи – буду благодарен.

  7. on 30 Jun 2008 at 8:18 pm 7.Андрей Пивоваров said …

    Михаил,

    Какие проблемы, приходите на презентации! Мы их довольно часто проводим.

    С другой стороны, среди читателей блога есть много людей, кто видел мои презентации, так что они могли бы прокомментировать (кстати мне было бы очень интересно!)

    Ну и потом я в начале статьи написал дисклеймер :)

  8. on 02 Jul 2008 at 2:53 pm 8.Adelya Kamaeva said …

    Пользуясь случаем, хочу отметить, что презентации компании Oracle всегда проходят на достойном уровне. Мастерство чтения презентаций заметно отличает сотрудников этой компании, от других докладчиков, участвующих в совместных семинарах. Думаю, тут важно все: и сам материал презентации, и внешний вид докладчика, и чувство юмора.

  9. on 02 Jul 2008 at 4:59 pm 9.Андрей Пивоваров said …

    Спасибо, Аделя!

    Я думаю, что есть содержание и способ изложения все таки важнее для технологической презентации, чем шутки и внешний вид. Хотя, конечно, чем лучше внешний вид, тем лучше :)

Trackback This Post | Subscribe to the comments through RSS Feed

Leave a Reply